Перейти…

Thursday, July 19, 2018

Проекты НАСА: бесшумные сверхзвуковые самолеты


Нарушение звукового барьера было сложной задачей. Это было невероятно и, возможно, безумно громко. В пьянящие дни после окончания Второй мировой войны, движение быстрее, чем звук, означало найти желаемого пилота, построить подходящий самолет, а затем пройти пустую полосу неба над обширной и незаселенной пустыней. Чак Йегер сделал это сначала, в громком самолете NACA, названном Bell X-1. Это был короткий скачок к реактивным истребителям, самой распространенной форме сверхзвуковых судов сегодня.
На военных и учебных площадках, где действуют сверхзвуковые самолеты, их сверхзвуковые стрелы в большинстве своем представляют собой второстепенную проблему. Никто не беспокоится о шумовом загрязнении, когда бомбы падают. Но возможно ли превратить это нововведение, способность путешествовать быстрее, чем звук, в жизнеспособный коммерческий бизнес? Это более сложный проект, и он гораздо более связан с проблемами шума, чем с физическими ограничениями существующего самолета.
Разделение сверхзвукового от сверхшумного является одним из главных приоритетов для аэронавигационной стороны НАСА. В запросе бюджета NASA 2019 года выделяются средства на «тихий сверхзвуковой» самолет. Это и есть непосредственная цель. NASA надеется построить испытательный самолет к 2021 году. Но что будет означать такой подвиг для каждого из нас? Оказывается, такой реактивный самолет может совершить очень быстрое путешествие, не создавая шума, для повседневных целей.
Когда-то существовал сверхзвуковой авиалайнер, построенный британским и французским партнерством и управляемый в основном British Airways и Air France. Названный Конкордом, он мог совершить полет из Нью-Йорка в Лондон за 3,5 часа, что бывает в половине случаев обычного, дозвукового авиалайнера. И эта траектория полета была великолепна для сверхзвуковых путешествий, поскольку Атлантический океан между этими направлениями, как и пустыни под испытанием X-1 НАСА, является огромным и лишенным людей. Громкий рев самолета был практически неактуальен.
Тем не менее, самолет должен был летать рядом с людьми, чтобы приземлиться в аэропортах, и везде, где это было, люди должны были испытывать ужасный шум. Вот как Нью-Йорк Таймс описал звук Конкорда в 1977 году:
«Громкие, неожиданные звуки — удары, бумы, рев, крики и другие — не просто неприятности. Человеческое тело автоматически реагирует на них как предупреждение об опасности, вызывая основные физиологические реакции, которые подготавливают человека к борьбе или к бегству. Ответы происходят после лабораторных шумов, которые менее громкие, чем те, что были выпущены Concorde, британско-французским сверхзвуковым самолетом, впервые приземлившимся в Нью-Йорке и большинством других самолетов. Приход Concorde или, скорее всего, его ход — так как взлеты намного громче, чем посадки — вероятно, вызовет новую волну забот о таких реакциях. Это неудобно для людей». Именно поэтому главная цель НАСА сегодня – соорудить сверхзвуковой самолет, а не сверхшумную машину, раздражающую все человеческие рецепторы.

Метки: , , ,